Новости
17.04.2024

РСТ: в 2020 году туристов принимали 11 предприятий Кузбасса, в 2024 - уже 70

Общую стратегию развития промышленного туризма в РФ, проблемы и возможности, а также опыт наиболее успешных регионов обсудили на стратегической сессии Российского союза туриндустрии. Мероприятие было организовано совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) при правительстве РФ. В нем приняли участие представители Госсовета РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Минэкономразвития, региональных властей, крупных промышленных холдингов и небольших предприятий.

Как рассказала директор проектов дивизиона «Городская экономика» АСИ Ольга Шандуренко, проекту развития промышленного туризма 4 года, и за это время вопрос о том, зачем это и предприятиям и туристам, отпал. К проекту уже подключилось 67 регионов. У него несколько задач: продвижение кадрового и технологического потенциала российских производителей, но также развитие новых видов туризма, создание новых образовательных и экскурсионных программ, поддержка регионов. Регионы участвуют в образовательных проектах, разрабатывают стратегии и планы промышленного туризма, включая их в дорожную карту регионального развития.

Созданный на площадке АСИ акселератор «Открытая промышленность» включает три образовательных модуля, практические занятия и мастер-классы, экспертное тестирование, доработку и продвижение формируемых продуктов по промышленному туризму. Через акселератор прошли представители всех 67 регионов. В мае первая тысяча выпускников получит сертификат о дополнительном образовании.

Также в нескольких регионах открыты центры компетенций по созданию турпродукта в сфере промышленного туризма. Совсем недавно появился совместный проект с Белоруссией «Две страны. Тысяча заводов. Одна история». В Белоруссии, по словам Шандуренко, есть хорошие методики развития промышленного туризма, созданы интересные программы.

По итогам 2023 года на основе большого набора параметров, которые учитывали уровень открытости предприятий, подход к профориентации, деловую активность, промышленные туры, продвижение, составлен рейтинг из 13 регионов-лидеров в этой сфере. В их числе – Кемеровская, Челябинская области, Москва, Амурская, Свердловская, Белгородская области, Пермский край и другие.

Много внимания на стратегической сессии было уделено обмену опытом развития промышленного туризма в отдельных регионах. Самые удачные решения вошли в заключительную резолюцию, чтобы получить продвижение по всей стране. Так, в Кемеровской области стоит перенять опыт взаимодействия с предприятиями и туроператорами. В 2020 году туристов принимало 11 предприятий региона, сейчас – 70. Всего в 2023 году на предприятиях с экскурсиями побывало 25,5 тыс. туристов.

В Челябинской области разработано 59 промышленных экскурсионных программ, 26 из 46 предприятий прошли соответствующее обучение.

В Пермском крае разработан алгоритм заключения договоров с предприятиями и туроператорами.

В Свердловской области программа развития промышленного туризма действует с 2017 года. Глава Уральской ассоциации туризма и Уральского отделения РСТ Михаил Мальцев считает, что в стратегию развития промышленного туризма надо включать не только активно работающие предприятия, как это делается сейчас, но и наследие, памятники промышленного производства.

Кроме того, по его мнению, в программе должны быть и крупные, и малые предприятия.

«Для крупных предприятий это, прежде всего, вопрос имиджа, а для мелких, например, небольших частных кондитерских, реальный поток туристов чаще всего по доходу перекрывает выручку от сбыта продукции», - пояснил он.

На стратегической сессии РСТ обсудили также новый федеральный проект «Больше, чем работа», который подразумевает стажировки, поездки студентов на предприятия, расположенные, прежде всего, в отдаленных регионах. В частности, как сообщила первый заместитель министра туризма Сахалинской области Наталия Пахолкова, недавно в рамках Минпромторга четыре дальневосточных региона – Забайкальский край, Амурская и Сахалинская области, Хабаровский край - подписали соглашение по развитию профориентационного туризма.

«Первый межрегиональный индустриальный маршрут «Здесь начинается рабочий день» был сформирован в 2023 году. И когда мы начинали работать с такими программами, субсидия на перелет для студентов составляла 100-110 тыс. рублей на человека, можно было делать полноценные экскурсионные программы на несколько дней. Но затем субсидия снизилась до 35 тыс., а потом – до 20 тыс. рублей. Региональные власти делают многое сами, готовы брать на себя расходы на организацию такого тура, но логистику никто не отменял, перелет в наши регионы получается слишком дорогим и 20 тыс. рублей никак не помогают», - сказала Наталия Пахолкова.

Глава правовой службы РСТ Николай Литаренко полагает, что можно обратиться в правительство с просьбой перезапустить субсидирование чартерных программ, когда туроператорам компенсировались затраты на их организацию согласно постановлению №799 – именно в целях развития промышленного туризма в дальневосточных регионах. Плюс – рассмотреть возможность увеличения лимитов бюджетного финансирования на программу «Больше, чем путешествие» в рамках нацпроекта по развитию туризма и гостеприимства.

Источник:
Новости туризма
Новости

Поделиться в соц. сетях